9 лет назад
  Lifehacker.ru
Эссенциализм: как навести порядок в жизни и выкинуть всё лишнее - Лайфхакер

Представьте, что ваша жизнь и карьера — это шкаф. Тогда вещи, которые там хранятся, — список ежедневных дел и обязанностей. Если вы похожи на большинство людей, то, скорее всего, в вашем шкафу много лишнего. Эту кофту вы никогда не наденете, несколько пар старых брюк оставили для прогулок по лесу (вы действительно так часто ходите за грибами?), а ту шляпу вообще храните из сентиментальности. Не пора ли сделать генеральную уборку?

Выкиньте из своего шкафа и из своей жизни всё ненужное. Несколько советов из книги Грега МакКеона «Эссенциализм» в этом помогут.

Что ещё за эссенциализм?

Эссенциализм (от лат. essentia — сущность) — постоянный поиск меньшего, но лучшего.

Путь эссенциалиста учит нас видеть, что действительно важно, то есть рассматривать все существующие варианты и выбирать только самые ценные. И помнить: иногда то, чего вы не делаете, так же важно, как то, что вы делаете.

Итак, к делу!

1. Никогда не забывайте о свободе выбора

Вы задумывались о том, что не любите свою работу? Или, может быть, вы третий год учитесь на юриста, хотя давно поняли, что юриспруденция вас не интересует?

Задайте себе вопрос: «Могу ли я что-то изменить?». Ответ: безусловно.

Запомните, у вас всегда есть право выбора. Как только вы это осознаете, можно приступать к следующему шагу.

2. Ставьте чёткие цели

Примерно и приблизительно — далеко не то же самое, что чётко и ясно. Туманная формулировка миссии фирмы может навредить рабочему процессу больше, чем вы думаете. Это вызывает дезориентацию в коллективе: никто не знает, чем конкретно и для чего он занимается. Сотрудники тратят слишком много сил на незначительные задачи, забывая о главном.

То же самое происходит с каждым человеком. Постарайтесь ясно формулировать, чего вы хотите добиться в карьере и личной жизни. От этого зависит, как вы будете действовать. Осознав свои истинные желания и ценности, вы перестанете распыляться на то, что вам совершенно не нужно.

3. Будьте редактором своей жизни

Итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти говорил: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Это именно то, что вам следует сделать со своей жизнью.

Ещё одно интересное сравнение:

Представьте, что ваша жизнь — это статья в журнале, а вы — главный редактор. Знаете, как редактор поступит со всем ненужным, неважным, бессмысленным, отвлекающим? Правильно — вычеркнет.

У вас могут быть десятки перспектив, но не стоит хвататься за все шансы. Выбирайте один — тот, которому вы действительно готовы посвятить себя. Если вернуться к нашему шкафу, признайте, что можете без особого ущерба избавиться от 90% хлама.

4. Отказывайтесь от обязательств

Вы когда-нибудь играли в азартную игру и, потратив значительную сумму, не могли сказать себе «стоп»? Дело в невозвратных издержках. Большинству людей трудно отказаться от того, во что они уже вложили средства, силы и время.

Но стоит ли упорствовать и прилагать ещё больше усилий, если очевидно, что проект бесперспективен? Разумеется, нет. Не попадайтесь в эту ловушку, учитесь вовремя отказываться от взятых на себя обязательств.

Ещё одна ловушка — эффект владения. Когда мы занимаемся каким-то проектом, то воспринимаем его как свою собственность, а значит, оцениваем гораздо выше, чем он стоит на самом деле.

Всегда спрашивайте себя: «Если бы эта задача мне не принадлежала, на что я был бы готов, чтобы её заполучить?».

Так вы увидите истинную ценность дела и сможете отказаться от него, если игра не стоит свеч.

5. Говорите решительное «нет»

Приходилось ли вам вопреки своим желаниям отвечать «да» на просьбы коллег, друзей, родственников? Если с вами такого не случалось — вы исключение. Как правило, мы боимся кого-то обидеть, робеем перед начальником и стараемся не разочаровать людей. Но это ведёт к тому, что мы упускаем нечто более важное: собственную жизнь.

Нам необходимо стать мужественными и научиться говорить «нет». Если вы собирались посвятить выходные дни семье, не стоит соглашаться на предложение шефа поработать в субботу. Если планировали написать первую главу своей книги — откажитесь от встречи со знакомыми. Возможно, вы испытаете минуту неловкости, отвечая отказом. Но это всего лишь минута. Вам ведь не хочется потерять вечер, несколько дней или даже год своей жизни, решая чужие проблемы?

6. Используйте правило 90%

Это правило необходимо применять в ситуации любого выбора. Оценивая какой-то вариант, подумайте о самом важном критерии и поставьте ему баллы от 0 до 100. Если какой-то из вариантов получит оценку ниже 90 — забудьте о нём. Так вы избавите себя от сомнений и сразу отбросите лишние альтернативы с оценками от 60 до 70. Выбирайте не хорошие возможности, а прекрасные. Сколько вещей в своём гардеробе вы оценили бы на 90 баллов и выше? Остальным пора на свалку.

7. Найдите место для размышлений

В Стэнфордской школе дизайна существует тайное убежище — «будка-нуар». Это крошечная комната, в которой нет ни окон, ни предметов, отвлекающих внимание, а стены обиты звукопоглощающим материалом. Туда может прийти любой студент, чтобы остаться в одиночестве и поразмышлять.

Постарайтесь найти подобное место, где вы сможете уединиться и спокойно подумать. Там вы полностью сконцентрируетесь на проблеме, проанализируете все альтернативы, определите самые значимые из них и примете важное решение.

Эссенциалисты предпочитают сделать меньше сегодня, чтобы выполнить гораздо больше завтра. Да, это уступка. Но в сумме эти маленькие уступки приводят к огромному успеху.

По материалам книги Грега МакКеона «Эссенциализм».

Купить книгу

Читайте также 🧐


Original